А если с нами ты не мок, не мерз ни разу,
И солнце не ходил ни разу ты встречать,
С от дыма воспалёнными глазами —
То не берись тогда нас осуждать! (С)
По просьбам читателей на моей странице в Facebook, объединил все три части художественно-документального повествования о том, как прошли крайние учения ЦСП Вовкулака.
Да, я добавил немного лирики, чтобы рассказ не был пресным и сухим отчетом.
Это не страшилка и не выдумка.
Это то, что мы отработали в реале.
Да, конечно никто никого по-настоящему не бил. Вместо реальных мин и «шайтан-труб» использовалась имитация. Но оружие, рюкзаки, пот и адреналин были настоящими…
Часть 1.
Одна из областей Украины. Приграничный район.
Туристическо-развлекательный комплекс на озере.
Ставят несколько лёгких и ярких палаток. Купаются. Шумят. Смеются. Демонстративно употребляют спиртные напитки, а точнее имитируют употребление, чтобы не отличаться от иных туристов.
В разгар выступления, когда все артисты и присутствующие увлечены, члены группы незаметно покидают веселье.
Никто ещё не знал, что агент находится под наблюдением, а в нескольких километрах от базы отдыха, в боевой готовности, находилась контрдиверсионная группа…
Часть 2.
Передав «товар» Агент возвращается к концертной труппе.
Оперативники ведущие наружное наблюдение за агентом фиксируют активность
и передают приметы и номерные знаки автомобилей, в которые перегружены
сумки.
Получают команду продолжать наблюдение. Группа захвата отряда антитеррора приводится в полную готовность, но Руководство медлит.
«Контрабандистов» значительно больше, чем ожидалось и похоже они вооружены. Даже используя фактор внезапности без огневого контакта не обойдется. А вблизи очень много гражданских, в том числе женщины и дети.
Внезапно ДРГ на грузовом микроавтобусе и легковом автомобиле покидает комплекс на озере и на большой скорости направляется в сторону государственной границы для проведения диверсии и провокации. Заслоны и группа захвата упустив момент оказываются далеко позади.
Боевики на ходу распаковывают сумки. Экипируются и подгоняют снаряжение. Проверяют взрывчатку, оружие и боеприпасы.
Тем временем отдаётся команда на задержание и организовывается преследование. «Тихари» без шума и пыли «крепят» Агента.
Не доезжая до блокпоста, находящегося в приграничной зоне, транспорт с террористами останавливаются на несколько секунд и диверсионная группа растворяется в ночной «зеленке».
Водители (подгруппа обеспечения) продолжают движение в опустевших автомобилях, чтобы пересечь пост и в установленном месте встретить и эвакуировать диверсантов. Диверсанты к тому времени уже должны будут выйти на объект, минировать его и выйти в точку эвакуации.
Привыкнув к темноте и сориентировавшись на местности ДРГ начинает движение по заблаговременно согласованному по картам и спутниковым фотоснимкам маршруту. Скрытно. Бесшумно. Стараясь огибать населенные пункты и пытаясь не сбиться с пути, ведь впереди и река, и болото.
Выйдешь не туда и потеряешь много времени и сил на то, чтобы обойти препятствие. Собственно, это сразу и происходит. Группа натыкается на постройки, которых не было ни на картах, ни на снимке. Приходится слегка изменять маршрут передвижения. Недавно прошедший дождь, облачность и ветер на стороне диверсантов.
В это время на блокпосту под видом проверки документов и досмотра транспорта временно задерживают водителей. «Охотников на диверсантов» не приходится долго жать и подгруппу обеспечения ДРГ жестко «пакуют».
С задержанным Агентом уже работают «костоломы», ибо времени на деликатную работу нет. «Колоть» нужно быстро, пока «контрабандисты» не ушли с «товаром» за кордон.
Ничего не подозревающие диверсанты, соблюдая все меры осторожности выходят к Объекту. Объект – погранзастава.
Саперы устанавливают пару транспортных мин на подъездах к небольшому бетонному мостику на грунтовке. На втором, ведущем к заставе по асфальтированной дороге, устанавливают и маскируют в щели между плитами перекрытия фугас, рассчитанный не столько на разрушение моста, сколько на подрыв транспорта с прибывающей помощью, обеспечивающим преследование или эвакуацию раненых.
На возвышении, в удалении чуть более 100 метров, переводятся в боевое положение, наводятся и фиксируются на цели при помощи простейших приспособлений несколько РПГ-26 (Аглень) и РПО (Шмель). Цели – штаб, казармы, жилые дома.
Пуск будет произведен через несколько часов, еще до рассвета, при помощи механизмов временного замедления, когда террористы будут уже далеко.
Всё было проделано настолько тихо и быстро, что ни одна собака на заставе не учуяла группу.
В это время заговорил один из задержанных. Он не знал ничего о цели диверсии. Но смог указать на карте точку эвакуации и запасной пункт сбора (базу) откуда ДРГ должна была либо уходить за кордон, либо, выждав время и отдохнув, вернуться в глубь страны для проведения последующих диверсий…
Часть 3.
На пригорке, у пограничной заставы, на временное замедление установлено несколько «Мух» и «Шмелей». На подходе к позиции, со стороны заставы — ОЗМ-72 и растяжка.
Заминирована грунтовка у моста с одной стороны заставы и на мостике над ручьем в сторону границы, между плит перекрытия, стоит СВУ.
Тишина.
Во время отхода группы в одном из зданий загорелся свет и залаяла собака. ДРГ уже далеко и нашумели явно не они.
Время за полночь. Ветер прекратился. На землю опускается туман. Слышно, как рядом журчит река. Группа возвращается сначала по тому пути что пришла и резко уходит в сторону, в направлении и к точке эвакуации. Золотое правило разведчика гласит: Не ходи одной и той же дорогой — рискуешь нарваться на засаду…
В это время контрразведка «колола» их коллег — диверсантов.
Да, те знали, что продержаться нужно хотя бы первые часы или сутки, чтобы остальные ушли. Но это в теории…
Один уже заговорил…
— Работает группа. Цель — не известна. После диверсии должны подхватить в заданной точке. Запасной пункт сбора — домик участкового в нескольких сотнях метров от границы.
Руководитель операции нацеленной на задержание контрабандистов перепроверяет данные. Нужно связываться с Центром. Срочно! Если погранцов до этого не ставили в известность или использовали в темную, то теперь пора и их поднимать.
Звонки. Согласования. Раздумья. Сомнения.
Наконец цепь замкнулась и маховик закрутился.
Звонок дежурному на заставу. В вашем районе работает ДРГ. Обеспечить безопасность и усилить наряды. ГБР выслать на усиление…
— Застава в ружьё!.. Люди забегали как муравьи. И спустя непродолжительное время прозвучали взрывы. Начался пожар.
Какая к черту ГБР на выезд?? Тушить пожар! Оказывать помощь раненным среди которых женщины и дети!
Дежурный наряд и часть группы быстрого реагирования под прикрытием огня из крупнокалиберного пулемета организовывает преследование диверсантов обнаружив точку с которой атаковали заставу. Подрыв на растяжке. Снова 200-е и 300-е…
А диверсантов уже и след простыл…
Незадолго до этого командир диверсионной группы убедившись в том , что никто не обеспечивает эвакуацию принимает решение выдвигаться на «запасной аэродром» — домик участкового.
Работа сделана. Теперь нужно уносить ноги пока не произошли пуски РПГ и РПО.
Жаль, что снова пешком. Люди морально и физически истощены не смотря на то, что работают всего несколько часов…
Тем временем оперативный офицер и командир группы захвата понимают что начался серьезный замес. В верху будут долго жевать сопли. Нужно «послать гонца» — офицера с бойцом, для усиления в случае попадания в засаду, и водителем на заставу, дабы ускорить решение вопросов и проблем.
Группа захвата на автотранспорте перебрасывается к дому на границе, к которому должны подтянуться диверсанты. Проведя доразведку на местности, спецназовцы понимают, что там они ДРГ не возьмут. Диверсанты будут выжидать время и вести наблюдение со стороны. В случае опасности или если сработает чуйка — уйдут за кордон.
Принимается решение организовать засаду на вероятном пути следования группы террористов от основной точки сбора (эвакуации) к запасной.
…
Близок рассвет. Солнце еще не взошло, но уже светает. Время около четырех часов утра.
Группа диверсантов выходит на «финишную прямую», где преодолев несколько километров придется ползать кругами и вести наблюдение за «базой» или даже вернуться назад в лес и обустроить «дневку» чтобы после заката солнца скрытно преодолеть границу или войти на точку базирования.
После непродолжительного привала командир диверсантов обозначает промежуточную точку сбора и объясняет порядок действий в случае попадания в засаду.
Не открывая ответный огонь залечь и организованно отойти. Если группа не соберется, то в установленном порядке входим на «базу». При невозможности или обнаружении опасности – преодолеваем реку, а за ней дружественные силы…
…
Вперед выдвигается головной дозор. Еще не рассвело. Ядро группы едва различая разведчиков впереди начинает движение. Пройдя пару-тройку десятков метров – ВСПЫШКА и взрыв!…
Два бойца из головного дозора расстреляны из огнестрельного оружия. Ядро группы еще не успело набрать дистанцию удалившись от тылового. Всего лишь один член группы, один из тылового дозора, не попал в сектор поражения.
Залег. Отошел. Не дождавшись никого выдвинулся по заданному плану.
Пока досмотровая группа производила осмотр места засады.
Пока устанавливали связь и докладывали о том, что уничтожена вся группа, за исключением одного, который возможно потерялся ранее или ушел.
Пока генералы раздумывали спозаранку успех ли то, что под их чутким руководством задержали агента и ликвидировали ДРГ, или это провал, так как погибло более десяти пограничников и не менее было ранено, погибли трое спецназовцев подорвавшись на мине когда выдвигались на пограничную заставу, подорвался на фугасе транспорт который эвакуировал с заставы раненных…
Пока все это происходило… оставшийся в живых террорист предприняв меры предосторожности вышел к домику участкового.
Осмотрелся.
Потянул на себя дверь.
ВЗРЫВ!!!